Посреди революции и просто так. Записки дилетанта

Крым - Краснодар - 2014

Посреди революции и просто так.

Записки дилетанта

Я снова потерял фотографии.
Придётся ограничиться текстом и тем, что я могу заново переснять в квартире.

Вывод простой - не стой за народ
Народу всегда лениво
Стой за себя, а народ все равно
Будет стоять за пивом.
А.Свиридов

12 мая.

Перед отъездом я не нашёл внятной инструкции, как добраться до Керчи - да и не слишком долго искал, если честно. С утра приехал в Анапу и попытался разобраться с транспортом на месте. Как и писали в сети, прямо рядом с ЖД вокзалом стояли государственные автобусы "единого билета в Крым" - но внезапно выяснилось, что мест в обрез, и меня в них не ждут. В кассе ЖД вокзала мне не смогли объяснить, что делать, и от неожиданности я согласился ехать на такси-полумаршрутке. Кстати, как я потом узнал, нормальные автобусы Анапа-Керчь всё-таки существуют, но они ходят с автовокзала, который расположен далеко от ЖД вокзала. Буду знать.

Но в такси есть свой плюс, в ней удобно говорить с соседями - больше даже не говорить, а слушать их разговоры между собой и с водителем. Все они, как и следовало ожидать в автомобиле, едущем к границе с приграничной территории, или крымчане, регулярно катающиеся в Россию, или наоборот. Соответственно, на присоединение Крыма к России смотрят с умеренным оптимизмом. Кстати, один из попутчиков рассказал, что на пике проблем квартиру в Керчи можно было купить за несколько тысяч долларов, да и сейчас он встречал объявления о продаже за 18 000$. С другой стороны, как бы позарившегося на халяву покупателя не убили на месте из принципа "бей наживающегося на чужой беде, война всё спишет!"

А вот и переправа, порт "Кавказ". Как известно, Крым присоединился к России, поэтому в Крыму таможни теперь нет - но вот Россия ни к кому не присоединялась, и таможенник с нашей стороны никуда не делся; впрочем, в рюкзак он не полез, просто долго просил поделиться травкой или хотя бы советом, где её лучше в России брать. Отстал только тогда, когда я предложил ему вместо травки взять бутылку бензина (для примуса. Да, примус с собой, в Крыму же дров мало. Можно через границу бензин для примуса везти?)

Интернет пугал жуткими очередями на паром в Керчь - но, оказывается, они касаются только тех, кто собрался в Крым на автомобиле; пешеходам достаточно дождаться ближайшего парома (они ходят где-то раз в полчаса) и забиться в одну из многочисленных щелей. Ну а дальше всё совсем просто - маршрутка до Керчи, междугородний автобус, ссадивший меня у нужного поворота, и мелкий бизнесмен на блестящем джипе, подбросивший на последние пять километров (рассказал, что крымчане надеются на повышение зарплат, но боятся повышения цен - ведь пока мясо в Крыму почти вдвое дешевле российского).

Оказывается, в Крыму ещё принимают гривны. Жаль, не знал, а то у меня валялась пригоршня дома - вот где я их теперь потрачу?

Дальше я скинул рюкзак и отправился искать место для лагеря; пошёл вдоль берега, наткнулся на овраги. По карте в основании одного из них должно было быть озеро, но его я не нашёл - точнее, нашёл какую-то сухую яму примерно в правильном месте. Зато ниже по оврагу, посреди коровьего стада, наткнулся на грязную лужу. Ну и решил брать воду из неё и кипятить по полчаса. Разбил палатку в маленькой впадинке недалеко от дороги, притащил пару бутылок мутной жижи из той лужи и занялся ужином, вздыхая о том, что не нашёл в Керчи баклажку нормальной воды.

Кстати, в первый же день было несколько интересных находок. Во-первых, почти сразу, подойдя к морю, я натунулся в грудах выброшенных на берег водорослей на что-то странное, при ближайшем рассмотрении оказавшееся полусгнившим скатом. И нескольких дохлых дельфинов увидел заодно.

Во-вторых, облазив десяток балок и оврагов, я нашёл удивительное место - идущую поперёк оврага полосу 30 х 10 метров, покрытую тёмным блестящим шлаком. Шлак на вид неорганический, земля под ним выглядит обгоревшей (хотя, возможно, просто сухой), и в одном месте я нашёл что-то, похожее на горелые деревяшки. Одно из двух, или там что-то очень странное горело, или там что-то очень странное вымывало из породы.

Два куска шлака и "обгоревшая деревяшка".

А ещё я понял, как с берега моря находить овраги. Сами овраги не видны, обычно они обрываются в нескольких метрах над головой. Но под устьями оврагов лежат огромные кучи старого перекати-поля, согнанного по оврагу ветром - и его не перепутаешь ни с чем.

13 мая

Проснулся, послушал птичек, пошёл собирать дельфинов.

Спускаясь к морю, заметил в обрывах глины прослойки прозрачного гипса - такого же, какой был в карстах Бучарама на Баскунчаке - может, из-за них глина и сползает? Впрочем, вряд ли, для сползания глины достаточно и работы волн.

По берегу ползают змеи - ужи или полозы, не знаю точно. Сейчас прохладно, они ленивые и их легко догнать. Если ткнуть змею палочкой, она попытается уползти. Если ткнуть ещё раз, свернётся клубков, развернёт голову затылком вниз, откроет и перекосит пасть - в общем, всеми силами будет изображать труп. Если как следует потыкать ещё, то забросит мимикрию и таки поползёт куда подальше.

Дохлых змей валяется тоже много. Уж не знаю, то ли у них эпидемия какая, то ли их обвалами засыпает? Хотя скорее всего просто люди развлекаются - больше всего трупов именно в тех местах, к которым легко подъехать.

А ещё я недавно Тур Хейердала читал. Поэтому обращал внимание на мазут под ногами. Оказывается, его тут и правда много, и очень разного по консистенции, начиная от тёмных масляных пятен на песке и заканчивая аккуратной чёрной галькой, по твёрдости чуть уступающей окаменевшей глине, покрывающей пляж. Впрочем, дары моря мазутом не ограничиваются: я нашёл гнилую капусту и апельсины, несколько проросших луковиц (стрелки сжевал), а ближе к вечеру начали попадаться пакеты "Emergence water", которые я собирал на ужин.

Обратно к лагерю решил не идти по берегу, а срезать через полуостров. Прошёлся по каким-то полигонам и наткнулся на не отмеченную на карте военную часть. Не знаю, наши там военные были или украинские - но они вежливо но настойчиво предложили мне сделать крюк и обойти ВЧ стороной.

14 мая

Пошёл на запад. Тут места облагорожены цивилизацией, чем ближе к Феодосии, тем меньше дельфинов, и чаще встречаются трупы, у которых кто-то уже оторвал голову. Так что гулял недолго, к середине дня вернулся в лагерь.

Интересно, что сегодня основной улов "Emergence water" был в 5км к западу от лагеря, а вчера в 10км к востоку. Это - работа течения, идущего с востока на запад; его хорошо наблюдать на ярких контрастных пакетиках с водой. Волна набегает на берег под углом - так, как её гонит течение и ветер. А откатывается она прямо вниз, как и положено стекающей воде. В результате пакетики движутся по пилообразной траектории, медленно проползая мимо меня.

Недалеко от лагеря встретил рыбаков. Попытался купить рыбу. Долго расспрашивали, кто я такой, но рыбы не дали. За рыбнадзор приняли, что ли? Ну и ладно, буду есть макароны с вялеными кальмарами.

15 мая

Запаковал дохлых дельфинов в скотч и полиэтилен (не хватило), неспешно собрал рюкзак и отправился в Краснодар. Рюкзак, ожидаемо, получился тяжеленным, так что я очень-очень медленно дополз до ближайшей деревни, отошёл километр до перекрёстка и встал ловить машину.

Поймал забавного мужичка-военного, который рассказывал, что он дед мороз и исполняет всем желания - мне вот исполнил желание "добраться до шоссе", например. Следующей оказалась фура, которая довезла меня до Керчи, а уже там я взял билет до Краснодара - как и следовало ожидать, примерно за те же деньги, которые "по пути туда" таксист взял за треть дороги без оплаты переправы.

Прежде чем сесть в автобус, я вспомнил рассказ о дешевизне мяса в Крыму, и решил заказать себе на пробу бараний шашлык. Он действительно оказался дешевле свиного в России, и действительно был куда вкуснее (как думаете, может, это потому, что завтрак был часов восемь назад?), но, увы, его готовили на пятнадцать минут дольше, чем обещали. В результате я успел только проглотить самые большие куски, выкинуть остальное и убежать к автобусу.

На зоне ожидания переправы для автобусов выделена отдельная линия, но сначала нужно было проехать пробку и попасть в эту зону, поэтому на первый паром мы не успели. На второй успели, что приятно. После переправы опять была таможня, но совсем уж условная, просто паспорта собрали.

Примерно в этот момент наступило
16 мая
Часам к четырём утра я был в Краснодаре, где меня встретил Александр. Он посадил меня на такси, привёз в свой офис и уложил спать. А сам отправился домой, к больной жене, к которой только что вернулся из командировки.

16 мая следующего дня

С утра Александр разбудил меня, накормил оливье и отправил гулять по городу. А сам сел работать, потому что офис.

Весь день я шатался по городу пешком. В Краснодаре мне понравились улицы - широкие, засаженные деревьями, сплошь и рядом покрытые брусчаткой вместо асфальта. Планировка города удивительная, современные бетонные башни растут прямо из кварталов маленьких деревянных домиков.

За день я успел осмотреть четыре достопримечательности. Во-первых, посмотрел через забор на детский сад с вывеской, очень похожей на классическое "Добро пожаловать! Посторонним вход воспрещён!" (Александр говорит, что место приличное, он туда даже сына отдал).

Во-вторых, погулял по обустроенному городскому парку, который получил награду как один из лучших парков России. Парк, правда, небольшой, но аккуратный и разнообразный - в нём хватает и укромных сравнительно диких уголков, и чистых дорожек и фонтанов, есть даже канатная дорога (правда, дорогая, так что я отложил её на потом и так и не успел прогуляться).

Следующим пунктом программы у меня шёл местный краеведческий музей - я пошёл туда пешком и успел полюбоваться на те самые замечательные улицы. Из экспозиции музея, впрочем, смог осмотреть только табличку с расписанием работы, из которой узнал, что расписание на сайте музея в интернете не актуально.

Во время прогулки по городу я увидел рекламу выставки "Человеческое тело". Уже два раза я оказывался в городах, где она проходила, но не успевал на неё попасть; Обламываться в третий раз не хотелось, так что вечером, за два часа до закрытия выставки, я пришёл на остановку трамвая. И ждал его больше часа - как потом объяснил Александр, в Краснодаре это не норма, но и не исключение.

И вот, за несколько минут до закрытия, я стою у входа на выставку. Выясняю, что карточки не принимают. Бегу искать банкомат. Клятвенно заверяю билетёра, что не буду скандалить и тихо уйду сразу как скажут. И, наконец, прохожу внутрь.

Об анатомии я там не узнал почти ничего нового, как и следовало ожидать. Впрочем, меня больше интересовала техническая сторона - как выглядит пропитанная силиконом ткань, насколько чисто получается обработать нервы и сосуды, и так далее. Между прочим, пятна жира заметил, схалтурили при обезжиривании. Как оказалось, кстати, это не выставка Фон Хагенса, а что-то китайское; оригинал Фон Хагенса, вроде, больше и художественнее.

После закрытия выставки ещё часок подождал трамвая, смирился с тем, что по вечерам они в Краснодаре не ходят, и пошёл пешком. Благо полтора часа хода всего. Ближе к часу ночи добрался до офиса, что-то съел и лёг спать, уставший и довольный.

17 мая

Вообще-то у нас с Александром планировался масштабный поход в горы аж на два дня - но у него в пару к жене заболел ещё и сын, так что прогулку пришлось сократить до суточной. Александр немного огорчился - но, кажется, привычно. Я так понял, он уже не первый год не может себе два свободных дня подряд организовать.

Мы неспеша собрались, дошли до вокзала, выяснили, что в ближайших электричках и автобусах мест нет, и долго пытались понять, какие билеты лучше брать. Но ничего, успели, взяли последние. В автобусе Александр пытался дремать, но я доставал его вопросами про Краснадар. Получил занятный совет по покупке квартиры - прежде чем брать жильё в незнакомом районе, нужно походить вокруг и поговорить с местными жителями. Если жители жалуются, что дома стоят на песке и сползают, то лучше поискать другое место.

Александр привёз меня в предгорья Кавказа, в санаторный регион, хорошо известный ему по риэлтерским делам. Гулял он там когда-то тоже много. Мы немного поблуждали по улицам, нашли мощёную тропинку, ведущую в горы, и потопали наверх. По дороге встретили пару эзотериков, искавших какой-то волшебный столб. Как я понял из их радостного рассказа и пояснений Александра, они нашли бетонную опору ЛЭП, но не были до конца уверены, её ли установил великий Рерих в таком-то лохматом году.

А сами мы нашли пару новых, неизвестных Александру достопримечательностей — маленькую сосновую рощицу (тут, на юге, сосны считаются диковинкой) и открывающийся в далёком ущелье вход в пещеру (не полезли — и так времени было в обрез). А потом вышли к ручейку, тёкшему вдоль отвесного обрыва песчанника, наполненного железистыми конкрециями, попытались по нему подняться до водопада, но побоялись наступающего вечера и отправились назад, добравшись к жилью уже в темноте.

Через маленький курортный городок мы шли уже ночью — и это, пожалуй, стало самым ярким впечатлением от поездки. Мы шагали по освещённой мягким светом широкая аллее среди спокойно гуляющих людей, со всех сторон раздавалась приглушённая музыка и тихие разговоры... Это были непередаваемые ощущения, даже не "как в кино", а "как в старых книгах из волшебного детства".

Заодно Александр сводил на скалу из песчанника, и попробовал исполнить мою маленькую мечту и напоить меня минеральной водой, текущей из крана. Увы, не получилось, кран не нашли. То есть нашли, но в закрытом на ночь здании. То есть сам виноват, надо было на Камчатке пить.

Со всеми этими прогулками мы-таки опоздали на последнюю электричку, так что решили стоять у дороги и ловить машину. Получалось плохо, к одиннадцати вечера проехали километров двадцать, и застряли намертво — ну логично, мало кто подберёт посреди ночи двух парней, у одного из которых ещё и борода как у террориста...

Пришлось вызывать такси. Диспетчер, конечно, не хотел гнать машину за полсотни километров без предоплаты, но Александр напомнил, что он постоянный клиент, никогда не доставлявший проблем. Сработало.

Кстати, Александр сказал, что то, что мы не попали на электричку - его косяк, так что за такси платить ему. Вообще, по его словам, это очень важное правило, позволяющее ему спокойно жить несмотря на всё его объективное раздолбайство: он всегда признаёт свои обломы, и расплачивается за них сам. Звучит разумно: конечно, это добавляет проблем, зато снимает их с окружающих, то есть защищает от негативной славы раздолбая...

18 мая

Посреди ночи сел на поезд. Добирался до него на такси, в котором благополучно забыл свой телефон.

К вечеру смог на каком-то вокзале с читалки связаться с Александром, попросил забрать телефон из такси.

конец мая - конец декабря

Три месяца ждал телефон, его теряли на почте, я купил новый, съездил с ним под Тверь и в Питер, получил тот, уволился с работы, не нашёл новую, ...

31 декабря

Дописал отчёт!

Крымские сувениры.

К остальным Запискам Дилетанта.

Мои контакты

ABOUT

Главная страница.

Использование информации с сайта приветствуется при сохранении ссылки на первоисточник. :-).