Цивильная зима

Записки дилетанта

Показались горы.

Общая идея.

Меня давно огорчало, что почти все мои поездки приходятся на тёплое время года. А в холодное время года я страдаю от московской скуки. В этом году я испробовал одно из решений этой проблемы — съездил в январе на юг России, и пожил там в арендуемом домике. Вышло достаточно бюджетно, если ехать вдвоём, но в одиночку — дороговато.

Конкретно ездил под Апшеронск, на р.Пшеха — полгода назад я заглянул туда в поисках отпечатков рыб в древних глинах, но времени на тщательные поиски у меня не было. Можно считать, что то была разведывательная экспедиция, а сейчас — основная, :-/.
На Пшехе нашёл пару отпечатков рыб; очень убогих, но для прикола сойдёт.

6 января

Утром приехали в Краснодар, сразу же купили обратные билеты. Пока разбирался с дорогой в Апшеронск, на автовокзале привязались полицейские; попросили документы, в ответ на вопрос «на каком основании?» начали быковать: загнали в свою каморку, предложили сесть на скамеечку за решёткой, стали объяснять, что могут меня сгноить на 15 суток, и что, с учётом террористической угрозы, добропорядочные россияне не оскорбляют стражей порядка на глазах обывателей, задавая унижающие сан полицейского вопросы. И вообще, какое право я имею ходить по городу в грязной куртке с непонятными им предметами в карманах?

Документы им я, конечно, показал. Судя по всему, милиция из автовокзала посоветовала милиции из Ж/Д вокзала немного сбить с меня спесь, так что на входе в Ж/Д вокзал меня ещё раз обыскали, поинтересовались, есть ли у меня в моей Москве мальчик, и могу ли я им посоветовать, где купить «такие розовые таблеточки». Но ничего, отвязались, в конце концов.

Дальше сели на автобус в Апшеронск, от Апшеронска на такси доехали до станицы Ширванская. А в Ширванской нас подбросила машина, владельцы которой, как оказалось, сдают тут жильё — удобно оборудованные морские контейнеры по 1000 рублей в сутки. Немного далековато от трассы, зато в красивом месте. Мы немного осмотрелись, поняли, что так просто найти в этой деревне другое жильё не получится, и сняли это. Надо сказать, не прогадали.

Увы, оказалось, что тут сейчас лежит снег. Он внезапно выпал несколько дней назад, и сейчас активно тает, так что в реках высокий уровень воды. Но мы немного погуляли, посмотрели на омелы, на берега реки, которые в этом месте оказались сложены не из того голубого сланца, в котором встречаются рыбки.

Смотрим на снег и омелы.

7 января

Утром ездили в Цуревский. Рыбоносный слой на месте. Вода высоковата, глина холодная, ноги тоже мёрзнут. Но какую-то убогую рыбу нашёл.

Потом хозяева пригласили нас домой, праздновать. Праздник двойной — рождество и новый урожай самогона; самогонный аппарат у них знатный, литров на 50, с нержавеющими дефлегматором и холодильником. Его сначала прогревают паяльной лампой, а потом кипятят на плите, охлаждая водопроводной водой.

Так вот, нас пригласили в гости, накормили гусём, дали рецепт восхитительных маринованных помидоров, рассказали о том, что когда-то нашли окаменевшую рыбу типа ерша (хотели было даже поискать её для нас, но оказалось сложно), посоветовали съездить в Гуамское ущелье и на соседние горячие источники. Ещё сказали, что у них есть всякие цесарки, которых могут для нас приготовить, а сосед сегодня застрелил хищную птицу, нападавшую на кур, сломал ей крыло и посадил в загончик, теперь не знает, что с ней делать.

Рецепт помидоров (на полуторалитровую банку).
А. Взять помидоры сорта "сливка", проколоть зубочисткой у завязи, чтобы не лопались.
Б. Взять кусочек хренового листа, пару листов вишни, небольшой зонтик укропа, 1/4 болгарского перца, 1/4 острого перца, 5 зубчиков чеснока (разрезать каждый пополам), 5 горошин душистого перца.
В. Всё разное сложить в банку, сверху заложить помидорами, залить сильно кипящей водой, накрыть прокипячённой крышкой, дать остыть 10-15 минут, слить воду в кастрюлю.
Г. К воде в кастрюле добавить ещё немного, на потери, ещё раз как следует её прокипятить.
Д. В банку добавить 2 ст.л. соли и 1 ст.л. сахара (без горок), 40 мл. уксуса.
Е. Залить кипятком, закатать, перевернуть, укрыть тёплым, чтобы прогрелось.
Ё. Готово через 5 суток.

8 января

Водопады Гуамского Ущелья.

Автостопом, у автобусов расписание неудобное, поехали в Гуамское ущелье. Это такой памятник природы местного масштаба, узкое глубокое ущелье с множеством красивых водопадов, посмотреть на которое приезжают даже из-за границы Краснодарского Края. По ущелью проложена железная дорога в деревню Мезмай; правда, несколько лет назад её завалило где-то в середине, но на оставшейся части курсирует поезд и возит туристов: по рабочим дням и в выходные вечером по ущелью можно гулять бесплатно, в выходные днём нужно покупать билет на эту самую узкоколейку — а бесплатно гулять, наоборот, нельзя, потому что ущелье узкое, и человек с поездом в нём не разминётся.

Некоторые водопады замёрзли. Говорят, это — главное зимнее зрелище Гуамского Ущелья.

Ещё водопад.

8 января — это пятница, но оказалось, что зимние каникулы считаются выходными, и нам пришлось оплатить билеты. Что я могу сказать: для большинства эта поездка — «плата за провал»: из окон поезда почти ничего не видно. Но если стоять на дальнем конце открытой площадки дальнего от входа вагона, то виды открываются хорошие.

И ещё.

Поезд прибыл куда-то в центральную часть ущелья, мы погуляли по нему 80 минут (поезд ходит каждые 40) и поехали обратно. Там действительно красиво и действительно десятки замечательных водопадов. Я бы сказал, что самая красивая часть начинается за завалом — но как следует осмотреть не успел, времени было мало. Да, туристов толпы — к счастью, чем дальше от конечной остановки поезда, тем меньше. В описаниях ущелья пишут, что там холоднее, чем на равнине, но я этого не заметил.

Тот самый обвал. Рельсы висят в воздухе, а шпалы висят на рельсах.

Обратно мы должны были ехать на рейсовом автобусе, но он, почему-то, не пришёл. Пока его дожидались, начало темнеть, и попутку поймали с большим трудом — но поймали же!

9 января

Лиса решила, что не хочет мёрзнуть, так что рыбу я искал один.

Снова уехал в Цуревский, выяснил, что уровень воды поднялся, и до позавчерашнего места добраться почти невозможно. Походил вокруг, нашёл более доступные выходы сланцев — но в них не было ничего, кроме двустворок (по собственному опыту и по ощущениям, возникшим после просмотра кучи фотографий чужих находок, ничего хорошего в слоях с двухстворками не бывает).

Пришлось лезть почти в воду, и подлезать к тому месту, где нашёл предыдущую рыбку. Это было неудобно, зато я нашёл ещё один отпечаток.

Клад белочки?

На обратном пути заметил, что, во-первых, снег почти растаял, во-вторых, тут, как обычно вблизи Краснодара, попутки ловятся легче, чем автобусы.

Вечером ходил к соседу за хищной птицей — птица была ему не очень нужна, и он легко был готов ею поделиться. Придушил, отдал мне; пока я нёс птичку к себе, они оклемалась, начала царапаться кусаться. Пришлось добивать. Птичку ощипал, перья взяла себе Лиса, мясо я сварил (получилось жутко вкусно, кстати), скелет даже солить не стал — решил с учётом погоды везти просто так.

Та самая птица.

10 января

Уезжаем в Москву. Утром сдали ключи и ещё разок на пару часов сходили за рыбками; я безрезультатно копался в глине, Лиса, поняв тщетность попыток, сторожила вещи на высоком берегу.

Мы уезжаем. Снег растаял.

Потом уехали в Краснодар, несколько часов пообщались с НТФСом, поехали на автобус; автобус хитрый — он едет из Майкопа (и зачем мы из Майкопа в Краснодар уехали?), не заезжая в Краснодарские пробки; надо было приехать на окраину Краснодара, у торгового центра дождаться пару легковушек, на них доехать до трассы Майкоп-Москва, дождаться проезжающего автобуса, и сесть на него. От ТЦ нас забрали около двух ночи, на автобус сели в 5 (Это мне так кажется, Лиса говорит, что ещё позже — а записей не сохранилось).

11 января

До вечера ехали на автобусе. В автобусе телевизор. Телевизор крутит какой-то русский сериал. По кругу. Громко. Не люблю автобусы.