Толпа. Записки дилетанта

Урал — 2024

Толпа.

Записки дилетанта

Несколько лет назад я съездил с Лапиными на полярный Урал, погуляли с ними к северу от Соби. Они, как оказалось, очень хотели побывать и к югу, в "Нефритовой долине" - и в этом году совершенно случайно наткнулись на тур памяти С. В. Журавлева, который проходил как раз там. Ну и поехали, и меня пригласили заодно.

2024.07.05

Дочитал, наконец, фон Дитмара про Камчатку. Впечатлён количеством костей китов и переселений вроде как свободных людей.

Котлас. Паровоз идёт на Ленина!

Быстренько прочитал "Смерть этажом ниже" Булычёва. Хорошая история про техногенную катастрофу и попытки её скрыть - видно, что человек в теме и диссидент.

Ухта

За полчаса до моей Соби проводник чуть не вытолкнул меня из поезда, потом разобрался, что поспешил, и лёг спать. В Соби еле добудился.

Познакомился с альпинистом Сергеем Леонидовичем Мальцевым, который слез с поезда вместе со мной.

Перебрались с ним на другую сторону Соби по подвесному мосту из гнилых досок, скреплённых растрескавшимися кабелями и кривыми жгутами старой алюминиевой проволоки. Я по нему даже боялся идти, потому что ходить по заброшенным мостам вообще опасно - но тут из соседней хибарки вылез какой-то старичок и сказал, что мост не заброшенный, а платный, проход сто рублей. От неожиданности я даже дошёл до станционного здания железнодорожной станции - подтвердили, и правда, не заброшенный, а платный.

На первый взгляд кажется, что мост развалится под собственным весом

В Соби у меня было чуть больше двенадцати часов до приезда группы. За это время я успел погулять по ближайшим тропам, подремать в кустах, прочитать "Прогулки вокруг барака" Губермана, промокнуть и замёрзнуть под холодным мелким дождём, высушиться в палатке Сергея Леонидовича и несколько раз перекусить.

Наконец, приехал поезд с нашей группой. Оказалось, что нас около пятидесяти человек, и что группа "туристы без детей" идёт с детьми. Чувствую, не успею я перезнакомиться с народом до отъезда.

Редкой цепочкой перекинули вещи через мост, погрузили большую их часть на гусеничный вездеход, после чего народ ушёл через гору пешком, а нас с Сергеем оставили ждать второго заезда вездехода за остатками вещей.

Мило поболтали с ним часа три, обсудили поездки, поиск флюоресцирующих камней и окаменелостей, и вообще поговорили за жизнь. Наконец, к нам, замёрзшим и поеденным комарами, пришёл гусеничник, мы закинули в него остатки вещей, залезли в КУНГ сами и проехали так метров триста, до стоянки соседнего "Трэкола" (это что-то типа "Патриота", выполненного в масштабе 3:1, собранного из негнутых листов склёпанной стали и поставленного на шесть метровых дутых колёс), в сопровождении которого поехали дальше, уже на крыше вездехода. Проехали минут десять, наслаждаясь зрелищем с высокого сидения и ощущений от быстро движущегося транспорта с независимыми трансмиссиями гусениц - постоянно было такое чувство, что его заносит. В какой-то момент Трэкол отстал, водители гусеничника решили, что это УАЗоподобное чудище застряло в грязи, стали вокруг него кружить и сорвали гусеницу...

Трэкол. По фото выглядит почти обычной легковушкой, но на самом деле по размеру ближе к КамАЗу

Гусеничный вездеход с одной гусеницей

За следующие два часа вездеход и гусеницу вытащили лебёдкой Трэкола из болота на относительно сухое место, и безуспешно попытались собрать их обратно в единое целое. Не вышло. А нас с вещами в лагере ждут. В общем, перекидали рюкзаки в бесконечный кузов Трэкола, посадили нас в кабину и ещё через час, форсировав десяток ручьёв метровой глубины, доехали до конечной точки маршрута.

Разгрузили машину, поставил палатку, перекусил и упал спать.

2024.07.06

Нас тут собралось несколько групп вместе, кроме "туристов без детей" и "туристов с детьми" в наличии альпинисты и спасатели. Этих немного и они тусуются, в основном, отдельно - но всё равно толпа выходит чудовищная. Мужского населения человек десять, их я за день более-менее выучил, но сорок девушек, регулярно меняющих элементы гардероба - убийство для мозга, мне пока не удаётся даже начальство в лицо распознавать.

В первой половине дня проводили техработы - разводил костёр из сырых дров, участвовал в сборе мене сырых дров и в постройке переправы. Потом сходили по дороге к ближайшему озеру (примечание от 8 июля: нет, не к ближайшему, есть ещё ближе) с окололедяной водой. Видели северных оленей, живых с пушистыми рогами и в виде выкинутых обработанных шкур.

По дороге пообщался с Инной (с ней я успел познакомиться дважды, утром "в голубой флисовке", вечером "в чёрной кепке с чёрной надписью"); оказывается, управляющий клиникой и главврач - разные, хоть и равновеликие, люди, первый - администратор. А ещё я не думал, что ЭКО покрывается ОМС.

2024.07.07

Прогулялись к местному горному водопаду. По дороге нашли камушек, про который Лёша Лапин сказал, что это нефрит. Вроде, немножко зелёненький. Правда, вечером Петя сказал, что это ещё и змеевик может быть. Который отличается от нефрита преимущественно ценой.

Фотографирую Лёшу, который фотографирует Батаная, который фотографирует семью

Народ на фоне водопада

А вот к месторождению нефрита пройти не удалось, там теперь частная фирма со злой охраной.

Сам водопад оказался за длинным каменистым склоном - сухим, к счастью, нам вообще пока очень везёт с погодой, она даже излишне жаркая. Ещё водопад был за углом скальника, так что его особо и не видно было. А так - водопад как водопад.

Снежник тает

Пообщался с Аней. Говорит, ушла в бизнесмены из государственных главбухов, потому что достало расхищение и неэффективное расходование, на которые нельзя повлиять.

Лена и Вера планируют ехать на Камчатку и расспрашивают меня о ней. Камчатка большая и разная, но что могу - рассказываю.

Вечером был практикум по растяжке мышц - оказывается, если растяжку проводит не добанутый солдат, то это даже не больно.

Потом народ расселся в кружок и начал петь под гитару. Я встал рядышком и даже пару раз попробовал подпевать. Не работает. Но подпевать оказалось не страшно, и то новый опыт.

2024.07.08

В первой половине дня прогулялись до самого ближайшего озера, по дороге девушки долго и старательно фотографировались в самых причудливых позах.

На озере устроили час знакомств, каждый кратко рассказал о себе. Всё запомнить не смог, а записать на видео или хоть в блокнотик не догадался. Но общая идея в том, что у нас половина - СЕО и бизнесмены, хоть комплексуй. Ещё и нумерологов и тарологов трое или четверо.

После обеда ходили лазить по скалам, по честному, с верёвкой. Я сачковал, я вообще понял, что у меня с альпинистами парадигмальное различие: они ищут самые сложные пути к цели, а я - самые простые, :- ).

А вечером были начала йоги, суставной гимнастики. Прошло на удивление неплохо, без всяких эзотерических мотивов, разве что с парой странных названий. В принципе, оно и не удивительно, потому что вёл Дима - но с ним я поговорил только завтра.

2024.07.09

Встали пораньше и пошли штурмовать гору Динозавр, возвышавшуюся над нами почти на километр. По дороге пообщался с Димой - история у него забавная: окончил специалитет и магистратуру по лабораторной биологии, чуть поработал в НИИ, потом там срезали финансирование, а сам он понял, что ему надоело копаться в деталях с сомнительной повторимостью результатов. И пошёл в строительную экспертизу, выяснять, подходят ли территории под ГОСТы, позволяющие строительство чего-нибудь. Проработал там семь лет, дорос до начальника с крутой зарплатой и работой 16/7, выгорел, полгода смотрел ковёр, а потом устроился туда же, но на должность присматривающего эксперта. Платят похуже, но работы принципиально меньше. Да, а преподавание йоги - просто увлечение студенческих времён, о котором он тут неосторожно упомянул и был привлечён к деятельности.

По дороге проходили мимо базы геологов, разрабатывающих нефритовую долину. Либо там и правда слишком много очень дорогого нефрита, либо они интересуются и чем-то ещё, уж больно много балков и техники...

Само восхождение прошло достаточно стандартно, разве что я наконец увидел катящийся в толпу камень на полтонны; все успешно отпрыгнули. У Леры отвалились подошвы ботинок, пришлось приматывать пластырем и скотчем - ну, это нормальный элемент любого восхождения, впрочем. Посидели полчасика на вершине, посмотрели на подушковидную растительность и базу геологов, к которым мы ездили на Полярный Урал в прошлый раз, и пошли обратно. Итого, прошли 18 км, набор высоты километр.

Переходим снежник

Вид с вершины Динозавра

Подушкообразная растительность

По общим ощущениям, я зажрался, :-). У девушек куча ощущений от Восхождения и Победы над страхами, а я базы геологов описываю.

Гнездо с птенцами

2024.07.10

Вообще у нас на сегодня был запланирован ленивый день - но после неспешного завтрака Сергей Леонидович внезапно предложил сходить на какие-то озёра, и я согласился.

По дороге нашёл очередные куски кварца, которые Сергей Леонидович назвал полевым шпатом. Пожалуй, он прав - если это кварц, то странно, что я до сих пор не видел ни одной щётки и ни одного прозрачного куска, только молочно белые.

Чьё-то пустое яйцо

Дошли до долины с водопадами. Вылезали из неё через почти вертикальный снежник - наконец хоть посмотрел, зачем ледорубы нужны.

Прошли заброшенную в восьмидесятые базу геологов. Она заброшена, да.

Остатки палатки с печкой

Полосчатое - я так понимаю, тоже серпентин. Но не уверен

Встретили челябинцев. Внезапно! Из Челябинска сюда через Москву добираться надо. Впрочем, у них какой-то длинный и сложный водно-пешеходный маршрут, на фоне которого добраться не так уж и сложно.

Дошли, собственно, до озёр. Они ещё со льдом (мы на 600 метров вскарабкались, если что), но вода не перемешиваетася, поэтому вдали от льдин теплее речной. На вид она совершенно прозрачная, но по дну массово ходят ручейники и подёнки, так что жизнь есть! Искупался.

В этом озере я даже искупался

А на это - только посмотрел с высоты

Дальше, по хорошему, надо было идти обратно - но Сергею Леонидовичу и Пете хотелось первопроходного восхождения на 1Б, до которого оставалось всего полтораста метров вверх и чуть больше по горизонтали. Так что мы с Петей надели каски, навесили на себя декоративные сбруи с карабинами, обвязались верёвками и начали карабкаться наверх. А Сергей Леонидович весело скакал вокруг с фотоаппаратом и документировал сложности подъёма.

Поднялись на вершину. Выяснили, что это-таки не вершина, до вершины идти ещё 30м вверх и 2км по хребту, по "средней сыпухе" (с) Вася Чирков ("Это когда с каждым шагом думаешь, на какой камень наступить, а какой перешагнуть"). На моё счастье, альпинисты решили, что времени у нас мало, а поход до вершины не достаточно героичен, и ставить галочку на саму вершину мы не пошли.

И вот по такому пришлось идти больше часа

Дальше был тяжёлый переход по той же средней сыпухе в другую сторону - не люблю по ней ходить, медленно и сложно. Но мы-таки дошли до вырытой геологами в горном склоне зигзагообразной дороги, спустились по ней, форсировали реку (Петя попытался её перепрыгнуть и упал в воду, а я просто перешёл напролом и насквозь промочил ботинки) и дошли до лагеря.

В общем, весёлый день выдался, мне понравился. Итого 21 км, и километр подъёма.

2024.07.11

Погода испортилась, с утра моросит дождь. Обещают ещё и снег со временем. Под это дело начальство оформило ситуацию как чрезвычайную да ещё с детьми, и (нахаляву, вроде) вывезло весь лагерь на вездеходах, и вещи и людей. Ехал в кабине гусеничного вездехода, это куда скучнее, чем наверху. На БТР похоже, так же трясёт и не видно ничего.

К вечеру расселились у станции Собь. Большинство - в тёплом, но очень тесном, общежитии, сделанном на основе старых купейных вагонов, но я вот палатку разбил - зря у меня, что ли, трёшка на одного?

2024.07.12

Прогулялись до очередных водопадов с администратором местного приюта и вообще краеведом. Узнали волшебную силу каждого водопада, а также про взаимозаменимость кварцита и корунда (и, кажется, единство их состава с аллотропными формами углерода - хотя возможно я не понял, чего она про аллотропию заговорила).

Интересная порода у самого дальнего водопада

2024.07.13

Загрузились на поезд, в полном составе доехали до Сейды, там чуток причастились к интернету, погуляли к местной речке и порылись в местной помойке (последним занимался не я один, ура!)

Ну и потом народ, чуть расколовшись, поехал дальше на запад.

Гибрид печки с газовой плитой

Народ уже медвежьи черепа выкидывает!

2024.07.14

Все, кроме меня, сошли в Микуни. Я помог им дотащить рюкзаки до автобуса, перекусил, уже во второй раз, в местной кафешке "Зодиак", вкусной и дешёвой. Ну и поехал в Москву, далее без приключений.

К остальным Запискам Дилетанта.

Мои контакты

ABOUT

Главная страница.

Использование информации с сайта приветствуется при сохранении ссылки на первоисточник. :-).