Умный термометр-гигрометр Xiaomi Mijia 2 (LYWSD03MMC) c Bluetooth. Делаем автоматический увлажнитель для террариума, быстро и дёшево.

  • Цена: 10-15 USD

Мне понадобилось сделать автоматическую систему увлажнения для террариума. Задача стандартная, но решения, которые я нашёл в интернете, показались мне слишком дорогими и сложными. Публикую свой вариант. Нам понадобится термогигрометр Xiaomi Mijia2, ультразвуковой увлажнитель, релейный шилд для ардуино и полевой транзистор…

Сначала немного подробностей про исходные детали.
Xiaomi Mijia2 — крошечный термогигрометр системы умного дома Xiaomi. У него есть три важные особенности. Во-первых, у него внутри стоит качественный датчик SHTV3. Во-вторых, при некотором везении термогигрометр можно взять дешевле, чем один датчик стоит в розницу. И, в третьих, для него существует альтернативная прошивка, позволяющая использовать его как проводной гигростат.
Релейный модуль. Питается от 5В, управляется низким уровнем сигнала. В исходном состоянии потребляет 5 мА по линии данных.
USB увлажнитель воздуха. Я взял другой, потому что под рукой был. Но тот, что по ссылке, должен подойти.
Всякая мелочёвка — P-канальный полевой транзистор в SOT23 (Можно купить его на Алиэкспресс, но проще, мне кажется, спаять с какой-нибудь старой материнской платы), паяльник с припоем, зарядное устройство от телефона, кусочек кабеля в заземляющей оплётке (например, сетевой витой пары) и так далее.

Итак, для начала нужно переделать релейный модуль, чтобы им мог управлять наш гигростат. Дело в том, что Mijia 2 работает от батарейки, так что не может давать в управляющем импульсе больше нескольких мкА — а реле предназначено для более мощных управляющих шин, и потребляет миллиамперы. Исправить это просто, достаточно заменить (единственный) транзистор в реле на полевой. Снимаем старый транзистор (проще отломать его маленькими кусачками, а потом отпаять), припаиваем на его место новый. Теперь наше реле стало более чувствительным, но начало бояться статического электричества. Постарайтесь не бить его искрами.


Теперь спаиваем систему. Берём USB кабель, который был в комплекте с увлажнителем, разрезаем его. Обрезок с микроUSB разъёмом будет соединять увлажнитель и реле, разрезайте так, чтобы его хватило при том расположении увлажнителя и реле, которые вы запланировали.
Внутри кабеля находим линии GND и +5V. Обычно GND чёрная, а 5V красная — но вы можете проверить это, воткнув обрезок кабеля в зарядное устройство и проверив напряжения тестером.
Теперь припаиваем линии GND обоих обрезков кабеля к точке GND на реле, +5V обрезка с большим USB разъёмом к точкам VCC и COM на реле, 5V микроUSB разъёма — к точке NO на реле. Два проводка заземлённого кабеля припаиваем к точкам GND и IN на реле, они пойдут к увлажнителю.Земляную оплётку кабеля тоже припаиваем к GND.
Теперь осталось аккуратно вскрыть Mijia 2 и подпаяться к пятачкам GND и Reset на плате.Тот провод, который идёт на GND реле, пойдёт и на GND термогигрометра, тот, что «IN» — на «Reset».
Я не делал фотографии своей системы, поэтому возьму картинку из обзора Mijia 2, ссылку на который уже приводил. Там и разборка показана, кстати.

Должно получиться что-то такое. Аккуратно, набросок ручкой на листочке.

Всё, на этом аппаратная часть завершена. Ставите увлажнитель в террариум, заливаете дистиллятом, Mijia2 приклеиваете к стеклу с внутренней стороны, реле тоже куда-нибудь устанавливаете.

Теперь нам надо перепрошить термогигрометр. Делается это прямо по bluetooth, процесс занимает несколько минут и подробно описан тут.
После прошивки надо настроить режим работы проводного контроля датчика. Находите нужный раздел:

Для начала проверяете, всё ли правильно работает: оба гистерезиса выставляете в 0, нажимаете Set TRG, потом кликаете по «Set pin to «0»», «Set pin to «1»», увлажнитель должен включаться и выключаться. Неспешно, через несколько секунд после клика.
Дальше выставляете желаемую среднюю влажность и гистерезис (положительный), и наблюдаете, как увлажнитель включается, когда влажность падает до «средняя — гистерезис» и выключается, когда влажность поднимается до «средняя + гистерезис».

Поздравляю! У вас в террариуме есть гигростат!

Конечно, Mijia 2 может не только управлять увлажнителем по проводу. Например, он пишет лог температуры и влажности:


В теории, он также может присылать вам на телефон сообщение, если увлажнитель сломался и стало слишком сухо. Но, к сожалению, после перепрошивки Mija не хочет работать с Mi Home, а к чему ещё его можно подключить, не городя собственный сервер, я пока не понял.

Напоследок продемонстрирую вам результат.
Кошек у меня в террариуме нет, извиняюсь. Вот вам кожееды вместо них.


UPD. Мне тут в комментариях подсказали, что термогигрометр не любит большую влажность, за год в теплице умирает.
Когда я разбирал свой, то покрыл лаком всю плату, кроме датчика и разъёма крепления экрана. Заодно и плату реле лаком покрыл. Надеюсь, это защитит систему от смерти.
Планирую купить +31 Добавить в избранное +56 +89
свернуть развернуть
Комментарии (59)
RSS
отслеживать новые:
+
avatar
  • oleg235
  • 14 марта 2021, 01:18
-17
+
avatar
  • APLe
  • 14 марта 2021, 01:36
+37
Мне кажется, возиться с установкой оптопар, настраивать уровни срабатывания, бороться с паразитной засветкой — это всё гораздо сложнее, чем спаять несколько проводков и поменять один транзистор.
К тому же через пару дней работы окажется, что пределы установлены неудачно (кстати, стрелочные гигрометры врать любят), и, вместо нажимания пары кнопок, придётся снова пилить корпус и двигать оптопары.
+
avatar
  • oleg235
  • 14 марта 2021, 01:51
-12
avatar
  • APLe
  • 14 марта 2021, 01:57
+8
И крепёж в ней. И чтобы всё это не болталось.
avatar
0
А возиться с прошивкой автономного изделия это, конечно, дофига прямой путь, да? То есть, не взять ардуйню какую-нибудь и датчик типа DHT, а вот городить как у вас?
+
avatar
+18
И это примитивное убожество окажется даже дороже того, что сделал автор. Зачем так опускаться :-)?
+
avatar
  • oleg235
  • 14 марта 2021, 01:49
-27
avatar
  • Alaket
  • 14 марта 2021, 05:07
+40
Кажется, мне дед рассказывал, как ему отец говорил, что в его время были какие-то флоппи-дисководы и dial-up-модемы… Пойду в музе поспрашиваю :)
+
avatar
+48
А почему гигрометр платно?
Он же бесплатно выламывается из советской метеостанции БМ-2!

А если без сарказма, то с чего вы взяли, что у всех есть флоппики и диал-ап модемы? Описанная вами конструкция являет собой абсолютный колхоз по сравнению с элегантным решением автора.
avatar
+6
У автора тоже не очень элегантно, но гораздо лучше предложенного в комментарии решения из говна и палок.
avatar
+2
Как я люблю «это бесплатно, так как можно откуда то вытащить». Это можно откуда то вытащить только если у тебя прямо сейчас под рукой это есть. Причём в случае с оптопарами это ещё куда ни шло их и сейчас купить не проблема. Но я встречал и более извращённые варианты. Из наиболее клинического варианта в обзоре схемы:
Вот один из вариантов реализации данной схемы, но он мне не нравится, так как в нем используется ОУ....
А я смотрю на схему и понимаю, что ОУ там самый обычный, просто современный и соответственно его сложно встретить на барахолке. А вот в цепи обратной связи стоят резисторы на 200 гигаом (попробуйте погуглить на досуге сколько один такой резистор может стоить). И вот эти резисторы автора почему то не смутили. И я даже догадываюсь почему и догадываюсь из какого устройства автор такие резисторы может наковырять. Но это, блин, блин работает только в том случае если у тебя есть доступ к барахолке, причём не абы какой а к барахолке с характерными для твоих поделок деталями.
avatar
  • tklim
  • 14 марта 2021, 04:23
+22
т.е. вы предлагаете датчик, два релейных модуля и две оптопары вместо датчика и одного модуля?
А вы точно инженер?
+
avatar
+3
за знания и практику пять, за реализацию — два!
avatar
  • nochkin
  • 14 марта 2021, 22:36
+3
Итого — семь. Осталось только узнать сколько баллов вся шкала.
+
avatar
+3
омг, каааат
avatar
  • APLe
  • 14 марта 2021, 01:33
+2
Что-то глюкнуло, поправил.
avatar
0
Взял скомуниздил чужое фото. А потом еще на авторов бочку катят…
+
avatar
  • Hu1igan
  • 14 марта 2021, 01:42
+24
Тема кожеедов осталась не раскрыта
avatar
  • mib
  • 14 марта 2021, 07:02
+10
+1
тоже хотел написать «кто такие кожееды и где они на фото?»
+
avatar
  • shaman
  • 14 марта 2021, 07:10
+3
Как я понял из этих ваших энторнэтов — то это жуки, которых можно кормить сыром, кожанными сапогами и шерстяными носками.
avatar
  • nochkin
  • 14 марта 2021, 22:37
+3
Эх, а я недавно такие вкусные недоеденные сапоги выкинул. А там было что ещё доесть.
+
avatar
+4
1. хорошо бы проверить гигрометр солевым тестом на точность измерений влажности
2. увлажнитель с ватной палочкой внутри — по опыту оказался шляпой (возможно просто забился и не испарял)
3. инструкция по сборке текстом одно, а вот фото самой схемы (что куда подпаять) зря не сделали
4. погуглил про жучков сразу гугл выдал результаты — как от них избавиться!!! :)
+
avatar
  • APLe
  • 14 марта 2021, 02:51
+3
1. Гигрометр я не проверял, но по многочисленным обзорам он довольно точный. Террариуму, в общем, большая точность не нужна, важнее то, что датчик не выгорает со временем.
2. Пока мой работает успешно. Но посмотрим, что дальше будет, конечно.
3. Я об этом думал. Но на MySKU любят красивые картинки и за схему, набросанную ручкой на листе бумаги, заругают. А рисовать её как следует я буду дольше, чем всю статью писал.
4. Кожееды — очень специализированная штука, да. Но для чистки костей они незаменимы. Сейчас вот мне птичьи окологлазничные кольца делают.
+
avatar
  • Akzi
  • 14 марта 2021, 04:41
-2
не понял крутость этого варианта. датчик внутри корпуса? а выносные? корпус огромен(

и тут pid регулировка и тп не нужна. а бывает нужно. тоже самое с Т. еще желательно быстрый датчик, и до999°С или выше. реле тоже мощное, или рассчитать модульность на увеличение мощи. также и с парой светодиодов или еще каких пинов, которые переназначить на что-ниб полезное.
avatar
  • APLe
  • 14 марта 2021, 10:46
0
Датчик крошечный, это террариум маленький.
Термостаты с PID и под высокую температуру есть готовые (REX-c100), тут ценность именно в гигрометре.
Реле можно поставить любое на ваш вкус.
Насчёт отсутствия PID в гигрометре и отсутствия выносного датчика – согласен.
+
avatar
  • Hector
  • 14 марта 2021, 07:49
+4
Этого жука в течение десятилетий используют в музеях для качественной очистки костей от мягких тканей. Например, в лондонском Музее естествознания кожеедов содержат в специальном помещении, которое называют «Жучьей комнатой» (bug room) или «Дерместариумом» (dermestarium), при температуре 25 °C, высокой влажности и в темноте. Перед выносом из «Дерместариума» кости замораживают, чтобы не дать жукам расползтись по всему музею.
avatar
  • APLe
  • 14 марта 2021, 10:47
0
Во, именно для этого.
avatar
  • ksan
  • 14 марта 2021, 15:02
+2
для качественной очистки костей от мягких тканей
Петербург, расчленёнка? )))
avatar
+2
Так вот как надо от трупов избавляться!!! :)
+
avatar
  • APLe
  • 14 марта 2021, 04:00
+2
А впрочем схему ручкой на листочке добавил.
avatar
  • nochkin
  • 14 марта 2021, 22:39
+1
Спасибо. Это и есть наш любимый DIY.
avatar
  • Dimon_
  • 14 марта 2021, 07:21
0
дел.
+
avatar
-2
«Теперь спаиваем систему». Много пьет? 0.5 хватит? :)
avatar
  • nochkin
  • 14 марта 2021, 22:40
0
Инженер-разработчик является частью системы.
+
avatar
  • Bober
  • 14 марта 2021, 09:26
0
Наверное, нет лишней розетки Сяоми, в которую воткнуть увлажнитель и по данным с гигрометра ею управлять?
avatar
  • APLe
  • 14 марта 2021, 10:49
0
Тоже вариант. Но заметно дороже. И я не разобрался, работает ли такая связка без интернета.
+
avatar
  • tepkom
  • 14 марта 2021, 09:50
0
Интересно а где брать дисцилят в таких обьемах? в магазин замаешся бегать…
Вопрос по реле, у меня есть увлажнитель который питается от 24в, так вот у реле контакты пригорают часто и залипают. как решить эту проблему? я так полагаю что из за импульсного блока питания. Фильтр установленный в паралель с ними не помогает.
avatar
  • APLe
  • 14 марта 2021, 10:55
0
Насчёт воды – у меня обратноосмотический фильтр стоит, обычный, питьевой-бытовой. Для любых увлажнителей штука совершенно необходимая, подключил, например, к нему комнатные увлажнители.
Хм. Насчёт контактов — посоветую поставить китайское твердотельное реле ампер на 50, обычно от залипания помогает. Но это для вас, этот увлажнитель совсем крошечный, надеюсь, ничего залипать не будет.
+
avatar
  • DigiBoy
  • 14 марта 2021, 10:10
+1
Хорошее применение)). Только если все равно полевой транзистор ставить на плату реле, то зачем сама плата реле (тем более, в конкретном модуле нет гальванической развязки)? Просто этот транзистор (выбрать с рабочим током от 1А) поставить в разрез провода питания увлажнителя и добавить пару резисторов, да защитный стабилитрон в цепь затвора.
+
avatar
  • APLe
  • 14 марта 2021, 10:57
0
Это сложнее, плату городить надо.
Но надёжнее, так что, может, соберусь и переделаю.
+
avatar
  • DigiBoy
  • 14 марта 2021, 11:14
+2
Не знаю, что там в увлажнителе, но для надежности, лучше еще стабилитрон или суппрессор эдак на 15В поставить параллельно сток-исток транзистора.
+
avatar
  • APLe
  • 14 марта 2021, 11:23
0
Кстати, как думаете, в моей схеме стабилитрон. между GND и IN реле припаять стоит? Или одного экранированного кабеля хватит?
avatar
  • DigiBoy
  • 14 марта 2021, 13:54
+1
Не помешает, но лучше уже параллельно резистору затвор транзистора-земля, чтобы входной резистор за IN ограничивал ток статического разряда через стабилитрон (по идее, резисторный делитель должен там быть). Какой нибудь BZX55C5V1 или аналог, лучше в SMD корпусе.
+
avatar
  • Davinci
  • 14 марта 2021, 10:19
0
Вроде как с Home Assistant можно подружить.
А такой вопрос, если подключить выносной датчик, в результате он будет с двух снимать показания?
+
avatar
  • APLe
  • 14 марта 2021, 11:00
0
Можно. Но Home Assitant – для него же нужно специальный сервер дома ставить? Или я что-то не понял в его работе?

Насчёт выносного датчика – не понял, куда подключить?
+
avatar
  • Davinci
  • 14 марта 2021, 23:15
0
Нужно тогда можете esp32 или 8266 и ESPHome использовать.
А я так понял контакты, к которым припаивались нужны для выносного датчика, или для чего?
avatar
  • APLe
  • 16 марта 2021, 11:00
0
В альтернативной прошивке контакты для подключения управляемого реле. В оригинале – не знаю, подозреваю, для перезагрузки.
avatar
  • Idzin
  • 14 марта 2021, 10:39
0
Очень вовремя, должен отметить. Как раз размышлял, не сделать ли для орхидариума жены что-то подобное. Хотя, у меня просто по расписанию все включалось и выключалось.
+
avatar
  • ksan
  • 14 марта 2021, 12:13
+3
По собственному печальному опыту скажу вам, что все эти термогигрометры Xiaomi предназначены только для работы в комнатных условиях. Т.е. при невысокой влажности!
У меня в комнатной тепличке для растений подобный прибор погиб примерно за год. Сначала с одного бока потемнел экран и остальная часть стала низкоконтрастной, т.е. весьма плохо читалась. А затем, он и вообще намертво завис.
Мой вывод из этого: для использования в теплице обязательно нужен прибор с выносным датчиком! Влагозащищённость у этих бытовых приборов недостаточная для использования во влажных теплицах!
На фото прибор после его смерти.
avatar
  • APLe
  • 14 марта 2021, 12:27
0
Да, этого я тоже боюсь. Увы, сделать выносной датчик для этого сложно.
У своего я плату покрыл цапонлаком, так что, по идее, может умереть только экран и область крепления датчика.

Замечание важное, сейчас в статью добавлю.
+
avatar
0
А как батарейка в датчике реагирует на условия повышенной влажности и иногда температуры? А то только сейчас заглянул в мини парник, а там датчик(такой же, xiaomi) потух, пришлось батарейку менять. Всего 3 недели постоял… вот и думаю, как быть
+
avatar
  • ksan
  • 14 марта 2021, 13:42
+3

Да, была такая же фигня. CR2032 разряжались моментально (( А, прибор крепился на липучке к стенке теплицы. И отдирать его оттуда каждый раз… (((
Поставил литиевый аккумулятор 14500 по причине его размеров — влезает в стандартное гнездо для батареек АА-тип. Хватало его заряда, примерно, на бесконечность ))) Проводки аккуратно подпаял к гнезду для CR2032. Отверстие в корпусе прибора герметизировал клеем B7000, он покупался мною для приклеивание дисплеев телефонов.
avatar
0
Спасибо, значит придётся идти другим путём, думал на его основе сделать несколько мини тепличек для размножения в среде тумана )), главное было влажность измерять. В большой теплице у меня копеечный промышленный датчик температуры подключённый 15 метровым кабелем к терморегулятору овен(для защиты от заморозков)
avatar
  • GYUR22
  • 14 марта 2021, 17:32
+1
Лаком хорошенько покройте плату и контакты, датчик тока закройте при покрытии
+
avatar
+1
Модный USB увлажнитель можно заменить на a.aliexpress.com/_ApgN5I. Экономия 3$
avatar
  • APLe
  • 14 марта 2021, 17:08
0
Только для такого надо систему ещё систему подачи воды сделать.
avatar
  • ksan
  • 15 марта 2021, 16:25
+1

Нашёл на телефоне старое фото этого прибора в теплице. Капли воды на нём — после опрыскивания растений.
avatar
0
Хочу такую штуку в свой герметичный контейнер на 30 литров где храню запасы табака. Но руки-крюки не позволят это сделать…
avatar
0
Купил.
До перепрошивки в программке АТС1441 видны ключики, температура-влажность.
После перепрошивки информация пропадает, но управляется — переключается на фаренгейты, смайлы, заряд показывает и прочее.
Как блютус устройство никем не не находится((( только этой програмкой!
Перепрошил назад, на родную — все как прежде — ключики, показания видны.
Хасс на малинке с Mija 02й версии замечательно работает, с этой ни так ни эдак.
конфиг в Хассе простейший, мак-адрес и больше ничего(