Веду

Ряжск, Луховицы, 2015

Веду.

Записки дилетанта

 

 

Вводная.

Что мы имели в апреле:

- Я хочу съездить на Майские Праздники куда-нибудь в лес - попробовать отправиться в случайную точку на карте без чётких целей.

- Лиса грустит об однообразии жизни и надвигающемся дипломе.

- Я хочу попробовать съездить автостопом в паре с девушкой. Потому что слышал, что такие пары подбирают даже лучше, чем одиночек, и хочу проверить.

- Дождь хочет идти.

Задача ясна, выполняем!

 

1 мая.

Я предложил Лисе встретиться к 8 утра, потому что в 7 - это надо вставать рано. Договорились на 10. Приехал около 12. Решили ехать на электричке до Узуново, чтобы случайно не встретить её родителей - и ждали её до 14. Ранний выход не удался.

В Узуново погода была настолько мокрой, что я чуть не сдался и не сел на рязанскую электричку. Но ничего, переждали дождь, поймали машину и проехали полсотни километров. И застряли до сумерек.

Я уже было собрался ставить палатку в придорожных кустах, но тут нас подобрала пара мужчин. Которые узнали, что мы едем "куда-нибудь в лес" и посоветовали "огромный дикий лес с лосями около Ибердского, что под Ряжском". Вечерело. Надо было где-то вставать на ночлег. Тратить в дороге ещё и следующий день не хотелось. На карте лес выглядел неплохо и действительно соответствовал исходной задаче "съездить куда-нибудь в лес". В общем, почему бы и нет? Так что мы проехали Ибердск, отошли от дороги на километр, лихорадочно разбили палатку под начинающимся дождём и легли спать.

2 мая.

С утра сходили в Ибердск, за водой и всем таким. В посёлке порадовали магазины, открытые в официальный обеденный перерыв ("да мы так работаем") - я видел, чтобы продавцы плевали на расписание и закрывали магазин не вовремя, но вот чтобы наоборот...


То, что издали я принял за колокольню, оказалось высочайшим зданием спиртзавода.

Видимо, Ибердск потихоньку вымирает.

Ленин в загоне.
А вечером я ушёл гулять на восток и смотреть деревни Щурово и Борисовка. Борисовку не нашёл, половины Щурово тоже, вторая половина Щурово превратилась в дачный посёлок. Россия вымирает!

Первые впечатления от леса: это не лес, это лесопосадки! Сосны стоят ровными рядами, между ними проходят десятки полузаросших дорог. Впрочем, земля усыпана заячьим помётом и изрыта кабанами, по ночам вокруг гремят охотничьи выстрелы, а к палатке временами подходит кто-то большой и дышащий.

3 мая.

Кстати, палатка стоит не среди сосен, а в березняке. Насколько я понял сегодня, полянка рядом - центр болота, вокруг неё сейчас сухо, но, наверное, в мокрые годы сосны не выживают. А берёзы выживают. Впрочем, возможно, это торфяник (я видел у дороги предупреждающий плакат), который регулярно выгорает. По крайней мере, сейчас вместо подстилки под ногами чёрная гарь, из которой кое-где пробиваются ландыши. Ещё тут почти нет подлеска - коров я не видел, но, возможно, они просто пока стоят в хлевах.


Заболоченная полянка с упавшими деревьями.
Я нашёл на карте крестик, и решил сходить к нему. Википедия сказала, что крестик обозначает Ибердский Александро-Невский Софрониев монастырь, недавно отстроенный и скучный. И действительно, уже на подходе стало видно, что нас ожидают не развалины, а официального вида клерикальный центр. Так что мы развернулись и, не дойдя полкилометра до основных строений, пошли обратно. Дорога была интереснее.

Во-первых, ещё утром, под Ибердским, мы увидели какого-то оленя. Или типа того. Он флегматично прошёл в кустах в сотне метров от нас. Во-вторых, посмотрели на следы пожара 2010 года, когда леса горели по всей России. В-третьих, чуть не попали в грозу, со страха начали ловить попутку - и поймали, когда тучи прошли мимо; в попутке сидел лесничий, который, собственно, про пожар и объяснил, подтвердив, заодно, моё предположение, что разрытые борозды вдоль дороги предназначены для посадки нового леса.

А, ещё у меня была идея купить курицу, зажарить и сравнить с магазинными. Но как-то не сложилось.


Выгоревший в 2010 году лес, борозды будущих лесопосадок и одинокая кривая сосна, на которую обратила внимание Лиса.

4 мая.

Больше тут ходить было, вроде как, некуда. Поэтому мы собрались и поехали в другой лес, под Коломну.

Вышли на дорогу и быстро поймали машину, подбросившую нас до Рязани. В машине сидела молодая пара с ребёнком. Сначала поболтали с родителями, узнали, что обычно те попутчиков не берут, но мы выглядели какими-то очень весёлыми, будто иностранцы. Получили совет съездить на красивые озёра в районе Спас-Клепиков. Потом долго и вдумчиво обсуждал с их сыном-младшеклассником особенности системы общественного транспорта Рязани и его особенности по сравнению с московским. В Рязани сели на автобус и доехали на нём станции Чёрная, потому что я решил, Чернолес это звучит гордо.

Лес там и правда был куда лучше Ибердского. Собственно, это настоящий, почти дикий, лес, с подлеском, кустиками можжевельника, деревьями разных видов и возрастов. Пошли через него к Оке перешли тихую речушку Чёрную, запруженную свежей земляной плотиной, посмотрели на Оку и в ночи вернулись к палатке.


Красивые обрастания - миксомицеты?

5 мая.

С утра не спеша собрались, сели на электричку и уехали в Москву.

Из забавного - нашёл около станции пожарище с обгоревшей собакой, от которой оторвал голову и, что важнее, набрал культуру кожеедов взамен сдохших в прошлом году. А вечером, в Выхино, нашёл замечательный рыночек с дешёвыми овощами и фруктами.

Итоги

Поездка для меня вышла сложная, в первую очередь эмоционально. Я уже научился понимать в одиночной поездке, что я хочу, с чем я справлюсь, чем могу рискнуть и что получу. В паре со старым знакомым с опытом моего уровня гулять тоже бывало легко, потому что мы более-менее понимаем друг друга. Под командой руководителя всё совсем просто, достаточно делать, что говорят и пытаться получить удовольствие

А ехать "старшим" с грустной девушкой, почти не имеющей полевого опыта - это тяжело. Во-первых, не понятно, что ей интересно, что нет. Во-вторых, не понятно, с чем она справится, с чем нет. В-третьих, хочется всё сделать красиво, то есть без тех эксцессов, из которых у меня обычно состоит почти вся поездка; красиво, ожидаемо, не получается, что демотивирует.

Но как-то я, тем не менее, худо-бедно справился. И это радует.