Бронза Уренгоя. Записки дилетанта

Новый Уренгой — 2018

Бронза Уренгоя.

Записки дилетанта

 

 

Intro

Благодаря протекции Александры Петровны Бужиловой мне удалось попасть в экспедицию Тюменского научного центра на север Тюменской области. У меня была прикладная задача, научиться у Сергея Слепченко методике археопаразитологического исследования, и развлекательная, посмотреть на раскопки интересного кладбища. Рассказывать я буду, конечно, в основном о последнем.

 

1 августа

Я молодец, я не опоздал на аэробус!

Из наблюдений в самолёте:

1. Взлететь здорово! Первые минуты качает так, что дух захватывает, и одновременно Земля под окнами стремительно уменьшается.

2. Мне повезло, день безоблачной, так что есть возможность посмотреть, как с высоты 11 км выглядят болота, полузаросшие и совсем заросшие старицы (интересно, сколько времени проходит, пока у нас на равнине меандр реки превращается в сухую прогалину?), то исчезающие то снова появляющиеся поля, и сам Урал, покрытый снежными пятнами, но с такой высоты плоский и неинтересный.

3. Кошерная еда и правда вкусная. Выдали красивую фирменную коробку из магазина Alef, позиционирующего себя как продавца не только кошерной, но ещё и элитной еды. Жаль, не дали сравнить с обычным меню, :--). Но, если стандартная еда того же качества, что и предложенное мне кофе, то преимущества кошерной пищи очевидны.

Если до Урала следы стариц выглядят просто как заросшие меандры, то чуть восточнее реки окружены ими как стержень пера бородками, или как пучками травы.
Грунт другой, что ли?.. Ещё на пару сотен километров восточнее вновь появляются "меандровые" старицы

4. Самолёт поднимается (и опускается) почти час. Разрешают отстегнуть ремни, оказывается, задолго до конца подъёма. То же относится к разгону и торможению.

5. Видимость в "чистом" небе хуже, чем в просветах между тучами. Забавно.

Вышел из аэропорта, сел в легковушку, которая работает автобусом до места. Вскоре подошли ещё два пассажира, и мы поехали.

Русские люди начинают отмечать заранее!

Один из пассажиров оказался очень словоохотливым. Ну прямо очень. Он говорил все пять часов пути, не переставая. Впрочем, надо сказать, вещи рассказывал и правда интересные. Он оказался крутым бизнесменом, скупающим рыбу у местных рыбаков и перепродающим её оптом, сотнями тонн. И зарабатывающим, по моим примерным оценкам, основанным на его рассказах, порядка десятка миллионов в год. Недавно он узнал, что на выборы главного начальника посёлка может записаться кто угодно, собрал по знакомым рыбакам подписи и выдвинул свою кандидатуру — правда, на победу не надеется, ибо популярен среди обитающих в окрестностях посёлка рыбаков и оленеводов, но в самом посёлке его мало кто знает. Попутно он рассказал про коррупцию (взятки сейчас никто не требует, мир построен на откатах), местный рыбзавод (загибается), оленеводов (по его словам, довольно прибыльное занятие, но, опять же, по моим оценкам с его слов, доходность порядка 10-15% в год. Интересно, что сегодня главную прибыль с оленей даёт не мясо, а панты (2300 рублей кг) и костяные рога. Слава китайцам).

Впрочем, интересности в дороге им не ограничились. Я всё время смотрел в окно и наблюдал, как заболоченная лесотундра плавно превращается в тундру — как гордо сказал водитель километрах в десяти от посёлка, показывая на маленький холмик, "тут лесотундра кончается совсем, больше деревьев не будет". Ещё я видел чумы оленеводов (маленькие треугольнички на горизонте, пятнышки рядом с которыми были названы оленями), удивительные инвертированные столбы ЛЭП (обычные бетонные столбы, только поднятые на несколько метров и привязанные к вкопанным в землю брёвнам — вот зачем, интересно?), посёлки газовиков-вахтовиков, "кусты" газовых месторождений, газоконденсатопроводы (да, чувствуется, что Ямал — газовая столица России).

К одиннадцати часам по местному времени мы добрались до посёлка, я, записал богатые впечатления сегодняшнего дня и пошёл спать.

 

2 августа

Утром разрешил загадку инвертированных столбов ЛЭП. Оказывается, то, что я из окна машины принял за брёвна, является стальными трубами. Которые, видимо, вбиваются в мёрзлый грунт.

Холодина тут жуткая, Яндекс говорит про 6*С, а я огорчаюсь, что забыл посмотреть прогноз погоды и взять ещё больше тёплых вещей.

Ходили в местный краеведческий музей. На первом его этаже находятся несколько чучел и естественно-историческая экспозиция. Экспонаты последней, если верить этикеткам, делятся на "кости мамонта" (кости самых разнообразных животных, включая птичьи) и "окаменелости" (В основном музейные работники назвали "окаменелостями" железистые конкреции).

На втором этаже выставлены вещи реальных шаманов (как это часто бывает, реальность унылее фантастики, шаманские поделки весьма примитивны. Зато какой-то престарелый шаман использовал их всего дюжину лет назад).

А в соседней комнате находится красный уголок неизбежный музей Великой Отечественной Войны. Великой Отечественной Войны в Тюменской области не было, поэтому рассказ идёт про Сталинград в частности и Родину в целом...

После музея вернулся на часок в квартиру, в которой мы живём. У нас тут цивилизация, тёплая вода, газ и всё такое. И можно днём спать, чем я и занялся.

Затем ходили смотреть на фронт работ. Тут вообще много всего необычного. Все дороги в городе не асфальтовые, а из бетонных плит. Зато рядом есть вертолётная стоянка, на которую время от времени садятся вертолёты. За окраиной города раскинулось ненецкое кладбище, то самое, с захоронениями не в земле, а в лежащих на поверхности ящиках. К нарушениям правил захоронения власти относятся спокойно, так что некоторых ненцев хоронят даже не на кладбище, а просто в тундре, в ящике, перед которым лежат пара нарт и оленьи рога — всё это должно изображать кавалькаду упряжек. В ящике, кроме собственно трупа, лежит посуда, чайник. Вещи портят, чтобы они попали в тот же загробный мир, что и испортившийся человек (а ещё дело в том, что неиспорченные вещи иногда воруют с могил ещё не испортившиеся люди, да).

{потерянное фото: одна из разрушившихся могил вблизи. Видны человеческие кости, рога оленя. Череп ненца, к сожалению, отсутствует.}

{потерянное фото: остатки старинного клёпанного ведра, продырявленного в нескольких местах. Из старого захоронения, надо понимать.}

По тундре ходить ожидаемо тяжело, мешают многочисленные кусты, и болота в тех местах, которые издалека кажутся лужайками. Интересующие нас места находятся на холме — там сухо, нет комаров, зато ветер делает и без того прохладную погоду совсем холодной.

Сначала Сергей показал площадку, на которой археологи копают ранний железный век, примерно 1 в.н.э. Вода размывает песчаные отвалы, обнажая кучи осколков лепной керамики и камушки, напоминающие отщепы.

Потом мы дошли, собственно, до древнего кладбища доненецких времён, ради которого и затевалась экспедиция.

{потерянное фото: размытая древняя могила с обрывками бронзового котла, пучками шерсти жертвенных шкур и обломками детского черепа.}

Напоследок поискали с геологами места, где могли бы быть палеолитические стоянки. Не нашли, тут одни голоценовые пески.

Посреди тундры разговорился с Алексеем о его археологическом опыте. Он рассказал, как где-то далеко-далеко на севере, на острове Белом в Карском море, работал белым поисковиком. Им там оплатили билеты на самолёт, билеты на вертолёт и даже купили приличные мембранные куртки (их довезли и раздали в день отъезда домой, правда). Больше всего мне запомнился рассказ о черепе моржа, который они нашли на берегу. Прямо с бивнями. Правда, череп они брать не стали, обошлись зубами, но всё равно зависть зависть зависть.

Водяника не только вкусна, но и красива.

 

3 августа

Сегодня мы отдыхаем, ждём археологов, которые должны приехать со всеми лопатами. Гуляли по посёлку, искали мне тёплые носки. Нашли. А вот магнитиков сувенирных нет, только хохлома. А Сергей Слепченко с иностранцами, геологом и географом, ходили на дальний карьер — и нашли-таки слой с отщепами. Как они мечтают, палеолитическими.

Заодно обсудили методологию паразитологических исследований. Оказывается, не я такой умный придумал добавлять ещё и соляную кислоту — просто её в методике упомянуть забыли...

Вечером приехали археологи. Привезли кучу всего, в том числе огромный деревянный ящик с мощным квадрокоптером.

В честь начала раскопок устроили праздник. Десяток человек сидели болтали за жизнь — я, увы, больше слушал и набирался опыта.

 

4-5 августа

Идёт дождь, слабенький, но почти непрерывный. Несмотря на песчанность верхнего слоя почвы, любая низинка в тундре превращается в болото. И ходить по нему в летних кроссовках мокро и холодно. Поэтому мне купили приличные (и на удивление дешёвые) болотные сапоги, и сильно обругали, что не взял свои.

За эти два дня мы поставили шатры для еды и для камеральной работы и разметили рабочую площадку. Я, наконец, воспользовался притягивающим узлом, который отрабатываю целый год — привязал верхушку шатра к центральному колу. А вот тахеометром мне поиграться не дали, опять же, потому что дождь, а он боится воды, и работать надо как можно быстрее.

Но, в общем, я бездельничаю, потому что раскопочной работы пока нет, а на остальную желающих намного больше, чем рабочих мест.

{потерянное фото: внезапно, на кладбище нашли средневековую бронзовую подвеску. Просто на траве лежала.}

 

6-7 августа

Погода отличная, дождей почти нет, лёгкий ветерок иногда сгоняет комаров, и температура под пятнадцать градусов.

Снимали слой грунта. За дня сняли сантиметров двадцать. Копается непривычно: мелких малоценных находок почти нет, керамик нет, зато почти ежечасно кто-нибудь находит красивое бронзовое украшение. Нашлись пара подвесочек, изображающих пчелу (мы так и не поняли, кого пытался изобразить древний автор, не то сову, не то медведя), рогатку из медных трубочек и кучу мелочи. А также немного железа — сломанный нож, кусок кольчуги, пластинку ламеллярного доспеха. Человеческие кости тоже есть, пока в виде невнятных фрагментов скелетов.

Пчёлосовомедведь.

Бронзовая рогатка. Сам нашёл.

Кроме тахеометра тут используют квадрокоптер, для фотографирования в ортогональной проекции. Хорошая штука, заменяет примитивное рисование, так же, как тахеометр заменяет линейку. Перерисовать схему с фотографии получается быстрее и точнее, чем делать её с натуры. Прогресс!

 

8 августа

Идёт моросящий дождь. А ещё я куда-то потерял свой Victorinox, что печально.

О, наконец-то, дошли до раскапывания могил. В одном месте показались зубы, почему-то нижней челюсти, в другом — отдельные кости руки.

Сергей Слепченко раскопал могилу с гробом в виде трёхсекционного шкафа, в средней секции которого лежит скелет, закинувший ноги за голову. И опять с торчащим наружу рядом зубов. Местные жители были теми ещё затейниками.

Да, а ещё я потихоньку разбираюсь с возможностью заниматься палеопаразитологией. Сегодня мне вот пообещали подарить проб на эксперименты.

Вечером ели местную копчёную рыбу. Горячего копчения — вкусная, холодного, на мой вкус, пересоленная.

 

9-10 августа

Продолжаем расчистку. В полдень я иду готовить обед, к часу дня народ приходит питаться, где-нибудь через час раздаётся призыв "По могилам!", и мы идём обратно.

Потихоньку приближаемся к окончанию работ, 10 числа вот бровку сносили.

Жёлтое вдали -- наш лагерь.

Из интересного:

Лёша нашёл красивую бирюзовую бусину прямо в глазнице черепа. Вот только непонятно, это бирюза или пластик? :- ). А на другом скелете — бронзовую ручку гребня.

Люда раскапывала ребёночка, и накопала солярный символ и кучу металлических шариков.

А ещё мне объяснили, что тут, на севере, бронзовые украшения очень ценили, и передавали из поколения в поколение. Ввиду отсутствия местных рудных месторождений. Поэтому средневековый возраст украшений ни о чём не говорит, они могли сохраняться в народе хоть до XIX века. И у нас на раскопе, несмотря на кучу древней бронзы, постоянно ходит шутка "вот, сейчас найдём в могиле пуговицу с советской звездой".

Последние дни временами идёт дождь, не сильный, вроде, но в сухой прежде тундре образовались лужи почти по колено. Воистину, водный сток в тундрах затруднён. И воистину, сапоги тут нужны, лучше болотники.

 

11-12 августа

Мы разбирали могилы. Во-первых, я посмотрел, как берут пробы на палеопаразитологию. И даже взял одну себе. Во-вторых, в могилах было найдено довольно много находок, которые мы не нашли при расчистке (после которой должен получиться красиво почищенный участок, который можно сфотографировать), но достали при снятии (раздербанивании всего вообще, после которого остаётся голый песок).


Сняли пару ножей с бронзовой ручкой (говорят, в форме росомахи), фигурки животных, литую ложку сложной формы и много всего ещё.

Вообще, надо сказать, расчистка тут достаточно сложная, потому что кости свежие, все процессы в заполярье идут медленно, растениям не хватает минеральных веществ, так что в районе костей находится огромное количество корней, которые жутко мешают работе. С другой стороны, по сравнению с палеонтологами и палеолитчиками, особой аккуратности тут не требуется, кости нужно чистить быстро, но не особо тщательно.

Очень ценная, говорят, находка — деревянный (!) идолок в берестяном туеске.

Рассказал, что палеолитчики в Брянске снимают расположение отщепов без тахеометра и нивелира, только линейкой. Народ удивился, говорят, уже лет двадцать так никто не работает.

12 числа, перед отъездом, Тюмень сделала мне подарок. Когда мы уже подъезжали к дому, на площадке садился вертолёт. Всё-таки, это удивительное зрелище: огромная машина медленно опускается, всё медленнее и медленнее, и последний метр проходит так неспешно, что кажется неподвижным.


 

К остальным Запискам Дилетанта.

Мои контакты

ABOUT

Главная страница.

Использование информации с сайта приветствуется при сохранении ссылки на первоисточник. :-).

Счётчик посещений:

53

Яндекс.Метрика