Соловецкие острова - 2011.

Путешествие натуралиста по святым местам

Записки дилетанта

Введение

Я был на Соловках около шести лет назад - ездил со школой, измерял сапробность в озёрах по бентосной фауне. Проще говоря, собирал со дна озёр всяких мелких зверушек и вычислял по несложным формулам, можно ли считать местную воду чистой. Озёра мне тогда понравилось, ничего больше я не посмотрел (чай, не экскурсия), но специального желания приезжать ещё раз, пожалуй, не было. Исходно идея поехать на Соловки в этом году принадлежала Кате Т., но потом оказалось, что она занята, и поехать не сможет.

Где-то к середине июня стало ясно, все планы ехать куда-нибудь в первой половине лета потерпели неудачу. Мы с Маратом попробовали опросить знакомых - но времени оставалось мало, уговорить кого-нибудь поехать в Соловки через две недели не получилось.

В результате мы поехали вдвоём с Маратом. Я хотел просто погулять, а Марат мечтал посмотреть на белух, трущихся о камни на мелководье. Так что будем считать, что "путешествие натуралиста" - это как раз про него.

Во времена, описываемые ниже, фотоаппарата у меня не было. Поэтому вставить в текст фотографии я смогу только после того, как мне их отдаст Марат.

7 июля

Полдня пытался довести до ума зарядку для КПК с GPS. Почти довёл - но времени это заняло много. Ну да ничего, вроде успел собрать почти всё, правда, традиционно, чуть не опоздал на поезд.

Посидели с Маратом у окна, обсудили, кто чего забыл взять, и легли спать.

8 июля

Поезд едет, смотрю в окно. Всё-таки северные пейзажи мне нравятся больше южных.

Весь день читал Гессе.

Сидхартха

В целом книга оставила хорошие впечатления. Правда, если подумать и переложить её философию привычными словами, окажется, что там нет ничего нового. Конкретнее, есть:

- время едино и неразрывно, всё меняется и переходит из одного в другое.

- мудрость - это чувство, а не знания.

- следовательно, мудрости нельзя научиться.

- относиться к жизни серьёзно - плохо. Внимательно смотреть на жизнь - хорошо.

Надо заметить, что с важностью большинства из этих замечаний (кроме, пожалуй, последнего) я мог бы поспорить.

А вот сама история человека, много раз легко и изящно менявшего цель жизни, и каждый раз добивавшегося своего, меня привлекла. Хотя, кажется, это называется "Марти Сью".

С другой стороны, книга мне напомнила о том, что в собеседнике важны знания, а притягивает мудрость. Об этом всегда надо помнить, чтобы случайно не перепутать одно с другим.

Нарцисс и Голдмунд

Красиво написанное жизнеописание средневековья. Лейтмотивы - свобода vs порядок, образное мышление vs символьное. Кажется, свобода и образное мышление нравятся Гессе больше.

Цитата: "Мистик - мыслитель, который не смог отказаться от образов, являясь в тайне художником".

9 июля

Сошли с поезда в Кеми, в 1:25. Вместе с нами сошла большая группа туристов. Как выяснилось, они тоже собираются в Соловки, и даже, вроде, знают, как туда добираться. Мы уже планировали сидеть до утра на вокзале, а потом добираться до островов с ними - но тут Марат нашёл какого-то мужика, который махнул рукой в нужную сторону и сказал, что до причала всего 12 километров под гору. Мы посоветовались, решили, что идти веселее, чем сидеть на железных скамейках, и отправились к морю. Минут через сорок мужик нас догнал и подбросил на своём автомобиле прямо к пирсу. Ну и здорово, сидеть на берегу моря даже лучше, чем идти.

До первого катера оставалось часа четыре - за это время мы успели замёрзнуть, позавтракать, посмотреть на восход, поговорить с метеорологом (?), измеряющим уровень прилива, познакомиться с учёным, едущим на Соловки работать, и сделать ещё много всего интересного. Потом капитан первого корабля объявил посадку.

В корабль загрузили толпу переругивающихся тётенек в джинсах - паломниц, оплативших перевозку через туроператора. Капитан сказал, что мест больше нет, но несколько человек всё же уговорили пустить их на борт за 600 рублей с носа - среди этих счастливчиков, стараниями Марата, оказались и мы. Потом катер три часа плыл к острову, я дремал на ступеньках в верхней каюте, а Марат слушал молитву в нижней. Молитва была одна, зато много раз и громко.

На Большом Соловецком мы оказались около 11 утра. Сразу стало заметно, что за прошедшие шесть лет остров изменился не в лучшую сторону - из тихой деревни пос. Соловецкий постепенно превращается в курортный регион. Пока, впрочем, изменения только начались, объявления о сдаче жилья, вызове такси и аренде велосипедов бросаются в глаза только в первый день и только на пирсе. Боюсь правда, что это ненадолго.

На данный момент информация о Соловках ходит противоречивая. Говорят, лучше всего там останавливаться в гостиницах. И палатки можно ставить только в палаточном городке у самого посёлка (80 руб. за человека в сутки за право разбить лагерь). И что входить в лес без сопровождения экскурсовода запрещается. И что если мы хотим разбить лагерь в лесу - мы обязаны сначала зарегистрироваться в лесхозе. И что если мы готовы сами искать место для палатки, дёргать директора (судя по всему - единственного работника) лесхоза не надо, у него много своих дел.

Короче, мы покрутились немного по посёлку, докупили продукты и пошли в сторону мыса Белужьего. Какое-то время шли по литорали, потом свернули на тропу, быстро добрались до безымянного ручейка в нескольких километрах от мыса, разбили палатку и наконец-то легли спать.

10 июля.

Сегодня мы вернулись в город, арендовали на часок лодку и попытались ловить рыбу. Так и не поймали ничего, ну да ладно. Как ни банально это звучит, но ходить по лесу без рюкзака приятнее, чем с рюкзаком. Солнышко светит, травка зеленеет, тайга шумит, болото весело чавкает под ногами. Опять же, без рюкзака удобнее смотреть по сторонам, а значит больше шансов найти что-то интересное. Я вот череп утки нашёл.

11 июля

Вчера утром, гуляя по литорали, я поймал в луже крошечную камбалу. Увидев рыбку, Марат страшно обрадовался, сказал, что у них в Краснодаре камбалы стоят дороже осетров, и решил обязательно ставить перемёт. Купить в посёлке леску и крючки было несложно, поэтому сегодня после завтрака мы копали пескожилов, искали потерянную миску с пескожилами по всему берегу, и раскладывали крючки с наживкой по песку, стремительно скрывавшемуся под водой прилива.

Сегодня мы собирались погулять по острову. Ради интереса и экономии времени решили не делать крюк по тропе, а идти прямо через лес, благо всего три километра. Где-то через час стало ясно, что мы будем идти на восток вне зависимости от того, в какую сторону свернём; по крайней мере, на этом упрямо настаивал компас. К счастью, я смог запустить GPS, и мы выбрались к дороге до того, как его аккумулятор окончательно сел. Приключение оказалось довольно занятное, а заболоченный лес без следов дороги - достаточно красивым. Но Марату, кажется, не понравилось. В результате он пошёл домой по дороге, а я отправился гулять к северу острова, пос. Ново-Сосновая.

Первые километров пять под ногами тянулась мокрая от капающего дождя наезженная дорога с широкой обочиной. Потом, после таблички "Большое Красное Озеро" стало веселее. Дорога началась достаточно своеобразная, на "Козле" не проедешь; зато вокруг - замечательный заросший лес.

Чисто теоретически где-то в том районе, в ста метрах от дороги, находится высочайшая точка острова. Я окончательно посадил GPS, бродя по заваленным буреломом холмикам; думаю, один из них и был отмеченной на карте горой. То есть я могу с полным правом утверждать, что покорил соловецкую вершину.

Когда я шёл обратно, дождь, наконец, закончился. Меня окружал мягкий сумрак, пахло влажным лесом, шелестели деревья и журчала вода в бесконечных каналах; идиллию нарушали только комары, которым погода тоже понравилась. Я прошёл мимо секирной горы (высоко над лесом проплыл купол Вознесенского Скита), свернул на экскурсионную тропу к Белужьему мысу - и через полтора часа быстрой ходьбы по лесу и замощённому досками болоту был у моря.

Оказалось, Марат пришёл в лагерь почти одновременно со мной. По лесу он не гулял, зато вовремя заметил толпы людей, сходящихся к мысу Белужьему, прибежал туда сам и смог посмотреть на радостно ревущих трущихся о камни белух. Добавьте к этому то, что по дороге он успел отобрать у чайки дохлую камбалу (помните, мы утром перемёт ставили?) - и вы поймёте, что его день удался.

12 июля

Утром пришли в посёлок на экскурсию по большому кругу озёр - поездку на лодках с самостоятельной греблей длинной в двадцать километров. Проводят её редко - это тяжело физически, поэтому обычно желающих мало; в этот раз экскурсию заказал целый слёт учителей.

Мы попали в одну лодку с тремя тётеньками. Быстро выяснилось, что ни я, ни даже Марат не можем грести с хоть сколько-нибудь приличной скоростью. За вёсла села учительница физики - полная (лодка сидела сантиметров на пять ниже обычного), но очень сильная женщина. Она и гребла почти весь день.

В общем, поездка была достаточно занятной, а виды - достаточно красивыми; но теперь я знаю, что не люблю плавать в лодке, когда гребут за меня.

Вечером мы ещё раз сходили на мыс Белужий, послушали пение крачек и посмотрели на белуховедов. Посмотреть на самих белух не получилось - белуховеды объяснили, что прошёл шторм, и киты теперь долго не появятся. Потом зоологи сели на маленький катер и уплыли, а мы вернулись в лагерь.

Весь этот вечер мы обсуждали возможности отъезда за рубеж. Было поднято немало важных вопросов, затронуто множество важных тем. Мне это, безусловно, многое дало, я стал намного лучше понимать ситуацию. Но, я должен с сожалением это заметить, больше понимать свои цели я не стал, скорее наоборот.

13 июля

Отсыпались до полудня, потом не спеша собрали лагерь и перенесли его поближе к посёлку. Между прочим, по дороге встретили пару велосипедистов. Рассказали им, как добраться до Белужьего и объяснили, что китов они там не увидят.

Товарищи поблагодарили нас и в ответ посоветовали зайти на устье ближайшего ручья - дескать, там лежит скелет неизвестного науке лох-несского чудовища. Так вот я стал обладателем замечательного тюленьего черепа.

Тут, на Соловках, можно арендовать велосипед - от 50 до 80 рублей в час. Покатались с Маратом часа три, решили продолжить завтра. Между прочим, понаблюдал за восстановлением моторной памяти: В последний раз Марат сидел на велосипеде больше десяти лет назад - но уже метров через пятьсот двигался вполне уверенно.

14 июля

С утра мы отправились на вторую экскурсию, в этот раз - более гуманитарно ориентированную. Сначала сходили в ботанический сад - там нам показали всякие деревья, рассказали, как монахи делали белый воск, а на отходах производства выращивали арбузы, и сводили в восстановленную по старинным чертежам часовню (нечто вроде дощатого жёлтого туалета, обклеенного изнутри иконками).

Потом отправились на Секирную Гору, в восстановленный на деньги от пожертвований строгий скит. Изнутри вся часовня покрыта прекрасными, отлично сохранившимися, фресками - глядя на них сложно поверить, что им уже больше века. Впрочем, насколько я понял, верить в это и не нужно, пару лет назад их нарисовали практически с нуля.

По дороге нам рассказали несколько интересных историй. Про то, что в сталинские времена тут был самый жестокий карцер на острове - вроде бы как сюда отправляли тех, кто отказывался уходить с прогулки по расписанию. Про то, что в последние годы вокруг скита поставили на деньги с пожертвований несколько крестов с загадочными символами, значение которых учёные до сих пор не могут установить. Про то, что лестницу, по которой мы спускаемся, построили на пожертвования из-за границы...

Но больше всего мне запомнилась знаменитая легенда про Преподобного Савватия и изгнание язычников. Звучит она так:

В XV веке христианские монахи Герман и Савватий основали на Секирной горе строгий скит; они жили в вере и благочестии и исполняли божью волю. Но задолго до них остров облюбовали богомерзкие язычники. Узнав о появлении на Секирной христиан, они отправили двух своих представителей на остров, совращать монахов с пути истинного и всячески препятствовать богоугодному делу. Монахи просили язычников убраться с их острова, но те продолжали разгульную жизнь: муж ловил рыбу, а жена готовила и стирала.

И вот однажды во время молитвы Савватий услышал страшный крик. Он смутился, пошёл на голос и увидел женщину, жену рыбака. Та поведала монаху, что муж её отправился ловить рыбу, а саму её в это время посетили ангелы - два прекрасных юноши в белоснежных одеждах и со светлыми лицами. Ангелы зверски избили женщину и изрекли, что остров теперь принадлежит христианам, а язычникам тут не место.

Посмотрел Савватий на окровавленную плачущую женщину, и возрадовался, и сердце его запело. Переступил он через язычницу и вернулся в скит, и продолжил молитву, благословляя бога за силу и доброту. А язычники в страхе покинули остров и больше никогда не возвращались.

Кстати, надо заметить: Секирная Гора - единственное найденное мною на Соловках место, с которого открывается панорамный вид. Там даже смотровая площадка есть.

Всю вторую половину дня катались на велосипеде - ездили на остров Муксалму. Видели отличное бескрайнее болото на берегу, УАЗ, завязший по самые двери посреди дороги, и настоящее море с морскими звёздами (если что - дно всего нашего восточного берега - это голая литораль шириной в полкилометра). Ели крупную сладкую чернику.

Мне рассказывали, что где-то около самого берега лежит скелет огромного тюленя; я его честно искал весь вечер, и в результате нашёл позвоночник обычной нерпы; нашёл бы быстрее, если бы не стеснялся и как следует расспросил местных, ну да ладно. Череп уже кто-то забрал, но такой у меня уже есть, не жалко.

15 июля

Утром покатался на велосипеде, посмотрел на крутящийся радар, почитал меню полевой кухни палаточного лагеря (там каждый день треску по дешёвке давали! Какая жалость, что только в последний день узнал...). В результате опоздал на катер. Точнее, это не я опоздал, это катер на пять минут опередил расписание, но результат тот же, так что не важно.

Марат ждал меня до последнего и в результате тоже опоздал. Его это очень огорчило, потому что у него самолёт, а опаздывать на самолёт нехорошо. Впрочем, как и следовало ожидать, через час мы благополучно сели на другой катер, чуть более дорогой и тихоходный, зато маленький и тихий. Потом был посёлок Рабочеостровский, Кемь, вокзал, полный туристов-байдарочников, и поезд на Москву.

16 июля

Провёл в поезде. Немножко почитал про микроконтроллеры, решил, что без компьютера и паяльника эта книжка бесполезна, так что просто лежал, мечтал и рисовал всякие нереализуемые схемки.

17 июля

Приехали в Москву, пару часов подождали открытия метро, и разъёхались по домам.

Ноябрь

Наконец, описал поездку. За прошедшие месяцы события изрядно изгладились в моей памяти, так что рассказ получился намного хуже остальных. Но я его всё равно выкладываю, потому что считаю - лучше такой, чем никакого.

К остальным Запискам Дилетанта.

Мои контакты

ABOUT

Главная страница.

Использование информации с сайта приветствуется при сохранении ссылки на первоисточник. :-).